03:10 

Напомнило [вписать свой вариант]

onitonari
Yare yare
Поразмышляю об оценке похожести человеческим восприятием. Но поскольку это тема довольно большая, я затрону лишь ситуацию, которая относится непосредственно к моей деятельности художника. А именно — о взаимодействии рисунка со зрителем. Размышления основаны на личных наблюдениях за огромным количеством рисунков и их комментаторов и относятся не только к портретам, а к любому арту в принципе.

Представим себе ситуацию: Два зрителя, не знакомых между собой, в разное время смотрят на портрет девушки, нарисованной художником из его воображения. Один зритель говорит, что девушка с портрета похожа на его подругу. Другой зритель говорит, что девушка похожа на его подругу. Оба говорят о разных людях.
Так на кого же похожа девушка с портрета? И действительно ли похожа? Давайте разбираться.

Начнём с того, что одно из фундаментальных свойств сознания человека — воспринимать информацию и выравнивать её по сетке своей модели восприятия. Всё, что не вписывается в эту модель, может вызывать непонимание или страх неизвестного. Из-за этого человек бессознательно ищет в новых для себя образах какие-то признаки по которым он может сравнить новый образ с уже известным и уместить его в свою модель восприятия, сделав его понятным и комфортным для себя. Но по каким именно признакам бессознательное может сравнивать два лица, если восприятие человека не имеет средств получения точных данных для объективного сравнения? Логично — по тем, которые доступны и не вызывают сомнения:
В обоих примерах есть голова — примеры похожи;
В обоих примерах есть горизонтальный разрез глаз — примеры похожи;
В обоих примерах есть человеческое лицо — примеры похожи;
В обоих примерах лицо женское — примеры похожи;
В обоих примерах есть брови, переносица, нос, уши, щёки, подбородок и т.д. — примеры похожи.
Следуя такой схеме, оба зрителя бессознательно могут найти массу неоспоримых схожестей. Но очевидно, что по этим критериям любое лицо будет похоже на любое другое лицо. Таким образом получается, что человек оценивает схожесть субъективно, лишь по критериям, не несущим информации, а лишь сигнализирующим о том, присутствует ли признак в обоих примерах. Вот это поворот! А вот когда дело доходит до критериев, которые несут информацию, как, например, координаты точек лица, углы, расстояния, топология, и т.п., то оказывается, что лица ничего общего не имеют. Отличие будет такой же степени, как отличие от сотни других девушек, имеющих подобный тип лица. Конечно, на самом деле будет некое распределение схожестей, в котором одни лица чуть больше похожи, другие чуть меньше, но в целом, для нашей ситуации, когда обоим зрителям не знаком человек, о котором говорит другой, а художник нарисовал третьего из воображения — между этими тремя лицами действительно будет объективно мало похожести. Особенно если подумать о том, что далеко не каждый художник, даже задавшись целью, сможет нарисовать по памяти портрет реального человека. Таким образом вероятность того, что он случайно нарисует из фантазии портрет, который окажется похож одновременно на нескольких реальных людей, будет просто ничтожной.

Практически получается, что каждому видятся схожести с тем, что ему уже известно. Особенно если есть какой-то характерный признак вроде необычного цвета волос и причёски: по сравнению с весовыми коэффициентами признаков, говорящих лишь о его наличии в исследуемых примерах, этот ещё и несёт информацию о каких-то свойствах. Весовой коэффициент такого признака просто зашкаливает и корреляционная активность мозга неумолимо залипает на схожести.

P.S. Время зимнего дизайна

P.P.S.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

QUEST

главная